Реализация индивидуального образовательного маршрута
Информация для родителей

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 1125

 

город Москва 111395 улица Молдагуловой дом 20

телефон 8(499) 374-28-20, тел/факс 8(499)374-31-31

e-mail: detcad 1125@mail.ru

сайт: Glazkisad 1125.ru

 

Взаимодействие с детьми, родителями, сотрудниками

при реализации индивидуального образовательного маршрута


Педагог-психолог  д/с 1125 Ковальчук Е.В.

05.12.12.

 

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено (п.3.3): «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением».

Основные подходы к психологическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ в контексте введения Федеральных государственных требований способствуют созданию оптимальных условий развития ребёнка:

·        построение образовательной работы с детьми с учётом индивидуальных и возрастных особенностей развития

·        своевременная корректировка образовательного процесса

·        профилактика и минимализация трудностей освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого-педагогического сопровождения детей, чьё развитие осложнено действием различных неблагоприятных факторов. В дошкольном возрасте от 25% до 45% детей нуждаются в организации специальных условий воспитания и образования, включающих коррекционно-развивающие занятия у психолога, логопеда, дефектолога. Специфика психолого-педагогической помощи таким детям, прежде всего, заключается в её комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учётом интеллектуальных и физических возможностей ребёнка, рекомендаций  врачей, в эффективном сотрудничестве и взаимодействии с семьёй. Важное место занимает работа по социальной адаптации детей, подготовке их к самостоятельной жизни в обществе.

Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в ДОУ

·         Дети с задержкой психоречевого развития.

·         Дети с дефектами речи и нарушениями в речевом развитии.

·         Дети с билингвизмом (двуязычием).

·         Дети из семей «группы риска».

·         Дети с СДВГ и с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

·         Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

·         Дети с трудностями адаптации к условиям дошкольного учреждения.

·         Дети в период подготовки к поступлению в школу.

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста. Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребёнка, выбрать программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребёнка.

Диагностика индивидуальных особенностей детей:

 

1. Беседа и анкетирование родителей

Знания родителей активно используются для определения интересов ребёнка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребёнком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

 

2. Диагностика развития ребенка

Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.

Каждый специалист обращает внимание на свою область.  Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.

 

3. Наблюдение за поведением в группе

 

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребёнка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребёнком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты-наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.

 

Итак, диагностика ориентирована на следующие показатели:

 

·        особенности развития ребёнка в настоящий момент; ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые ему мешают развиваться;

·        сильные стороны ребёнка и его родителей;

·        потребности ребёнка в каждой области развития: физическое, познавательное, социально-эмоциональное, самообслуживание;

·        запросы семьи, какие проблемы они видят в развитии и какие задачи ставят;

·        возможности среды, в которой живет ребёнок.

 

Диагностика может происходить или одновременно (диагностический сеанс в Лекотеке) или в соответствии с графиком проведения диагностики каждым специалистом. План строится с опорой на сильные стороны ребёнка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.

Далее организуется  обсуждение результатов диагностики всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребёнка, а не фрагментарных представлений о его развитии в разных областях, что облегчает понимание потребности ребёнка и семьи и планирование программы развития. Вся информация заносится в маршрут ребёнка.

Партнерское взаимодействие с семьей

Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни сада, консультации родителей по волнующим их вопросам. Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. План мероприятий с включением родителей: беседы, консультации, семинары, родительские клубы и т.д.

 

Для реализации образовательного маршрута в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Воспитатель (воспитательница) - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации Образовательной программы. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов. Кроме того, воспитатель ведёт работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Руководит работой помощника воспитателя.

 Помощник воспитателя, или младший воспитатель помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, праздники. Участвует в работе междисциплинарных команд, знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приёмы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Воспитатель по физкультуре является членом междисциплинарных команд, руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Педагог-психолог – его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача – помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет особенности (умственные, физические, эмоциональные) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ. Участвует в диагностике, планировании, разработке и реализации программ, направленных на работу с группой.

Учитель-логопед -  занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.

Учитель-дефектолог:

– планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе;

– консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

– координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе – по 2–3 человека. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.

Тьютор – занимается индивидуальным сопровождением детей с ОВЗ, знает особенности сопровождаемого ребенка (знаком с результатами диагностики междисциплинарного консилиума). Постоянно поддерживает отношения с родителями, знакомя их с достижениями и трудностями ребенка. Тьютор участвует в обсуждении диагностических результатов и реализации индивидуального образовательного плана.

Социальный педагог

Работа социального педагога направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в группе относятся:

– осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;

– участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;

– консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребёнка в семье;

– изучение социальных условий развития и воспитания ребёнка в семье;

– взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;

– осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;

– выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;

Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведёт ежедневный учёт детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.

 

Для координации деятельности педагогического коллектива по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс целесообразно введение новой штатной единицы – координатора по инклюзии (рекомендации разработаны Леонтьевой Е.Е.).

Координатор по инклюзии – это специалист с высшим педагогическим образованием – коррекционный педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог) или педагог-психолог, имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития (такими, как ЗПРР, интеллектуальная недостаточность, в том числе синдром Дауна, ДЦП, расстройства аутистического спектра), прошедший подготовку в области инклюзивного образования. В обязанность координатора по инклюзии входит:

– встречи с комиссией по комплектованию для определения детей с ОВЗ, которые приходят в ОУ, и получение рекомендаций от ПМПК;

– проведение с детьми с ОВЗ и их родителями первичного приёма

вместе с междисциплинарной командой специалистов – для диагностики, определения образовательного маршрута для детей с ОВЗ в ДОУ (Лекотека, СРП, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа, гибкий режим посещения, дополнительные занятия со специалистами), разработки рекомендаций;

– на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК и специалистов ОУ, совместная с междисциплинарной командой ОУ разработка индивидуального плана развития для каждого ребёнка и контроль за его выполнением;

– составление индивидуальной сетки занятий для каждого ребёнка с ОВЗ;

– подготовка персонала инклюзивной группы к приходу ребёнка с ОВЗ – проведение беседы об особенностях развития ребёнка, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе;

– подготовка родителей детей возрастной нормы к приходу в группу ребёнка с ОВЗ – проведение беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, организация совместных детско-родительских мероприятий (например, праздников, походов) с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

В наших детских садах эту функцию успешно выполняют старшие воспитатели.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:

Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

Открыто оказывают друг другу помощь и получают её, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.

Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка (ИОМ).

 

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru