Использование кроссвордов для формирования первоначальных навыков письма и чтения у старших дошкольн

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 1512"

Дошкольные группы

 

Семинар-практикум для учителей-логопедов

по адресу ул. Вешняковская 41 а

19 июня 2018 год

Тема: «Использование кроссвордов для формирования первоначальных навыков письма и чтения у старших дошкольников»

Подготовила и провела

учитель-логопед О.Н. Овчар 

 

 

 

Цель: обогащение практического опыта работы учителей-логопедов по развитие устной речи у старших дошкольников с привлечением элементов письменной.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с практикой использования кроссвордов.

2. Познакомить педагогов с  правилами создания тематических кроссвордов.

3. Дать возможность разгадать готовые формы кроссвордов и обыграть создание тематического кроссворда.

 

Актуальность

Обратимся к истории возникновения кроссворда. Первый кроссворд появился более ста лет назад. Его создатель, южноафриканец Виктор Орвилл отбывал наказание за  автомобильную аварию, находясь в камере, заметил, что мощёный плитами пол камеры похож на правильную сетку из клеток. Он начал придумывать слова так, чтобы каждая буква укладывалась в отдельную клетку. И тут ему в голову пришла мысль: нельзя ли подбирать слова так, чтобы при пересечении их буквы совпадали. Свою находку Орвилл назвал игрой «Туда-сюда по квадрату». Кроссворд в переводе означает «быстрое слово» – развлечение, которое используется как средство активизации мыслительных процессов.

Сегодня многие 6-7 летние дети уже знают буквы. Некоторые  уже читают. Основной задачей педагога на данном  этапе является создание условий для поддержания и стимуляции  познавательного интереса и  читательской активности дошкольников.

Одними  из интересных  и увлекательных видов игр с буквами и словами является кроссворд и  сканворд.

Кроссворд – это игра-задача, в которой фигура из рядов и столбиков пустых клеточек заполняется перекрещивающими словами со значениями, заданными по условиям игры.

Существует масса печатных изданий публикующих кроссворды и сканворды для детей.

Для дошкольников самым оптимальным вариантов из готовых печатных форм является сканворд. Красочные, увлекательные картинки, огромные клеточки –  увлекают ребят.

Однозначно, что взрослые, сопровождают весь процесс отгадывания кроссвордов и сканвордов.  Знакомят ребят с   правилами и напоминают их, учат разгадывать ребусы, объясняют значения новых или непонятных ребенку слов, корректируют написание и др. Например, если ребенок затрудняется с ответом, то взрослый должен помочь ему рассуждениями и наводящими вопросами.

В процессе решения ребенок учиться ориентироваться на  поле кроссворда, запоминает правильное воспроизведение печатных букв, овладевает аналитико-синтетическим способом написания слов, то есть соотносит количество произносимых звуков с количеством воспроизводимых им букв. Все это является профилактическими мерами предупреждения трудностей в обучении письму и чтению на школьном этапе образования.

Педагоги по желанию могут самостоятельно составлять кроссворды по определенной лексической теме, например: «Насекомые», «Новый год», «Транспорт» и др. Безусловно, подготовка кроссворда требует от педагога немало времени и умений. Зато умело преподнесенный кроссворд, отвечающий всем требованиям, не только вызывает неподдельный интерес у ребят, но также поможет решить разноплановые задачи.

 

Задачи, стоящие перед педагогом при использовании кроссвордов в коррекционно-развивающей работе

1.Развитие у старших дошкольников мотивации  к письменной речи, через решение познавательных задач.

2. Обогащения словарного запаса и  развития понимания значения слов.

3.Выработка осознанного воспроизведения графически правильного начертания печатных букв и умения записи слов  в соответствии с правилами кроссворда.

 

Правила грамотного составления кроссвордов для старших дошкольников

1. Необходимо подбирать  слова с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, их речевых и интеллектуальных возможностей.

2. Важно помнить, что отгадывания кроссворда это закрепление, пройденной темы, то есть предварительно должна проводиться работа по актуализации и активизации словаря.

3. Все трудные места, в которых орфографическое написание расходится с орфоэпическим произнесением, должны быть заполнены педагогом.

4. Клетки должны быть достаточно крупными, количество слов не превышать 20.

После того, как выбрана тема и отобраны слова, можно определиться и с формой  заданий.

 

Варианты форм заданий

·                   По типу, доскажи словечко: Пасутся возле речки/ Кудрявые …, или «Когда шустро убегает/ Хвост на память оставляет… и т.д.

·                   По типу сравнения: Говорят, упрямый, как …, Говорят работает, как … и т.д.

·                   По типу загадок: Эта птица символ мира и посыльный почтовой/ Если выйдешь прогуляться, он как тут на мостовой.

·                   По типу простых вопросов или предложений.

·                   Комбинированного типа.

Далее необходимо обратиться к онлайн-ресурсу для создания простых кроссвордов. Достаточно ввести отобранные слова и нажать кнопку "создать". Предлагается несколько вариантов кроссвордных комбинаций, на ваш выбор. Следующий шаг это увеличить масштаб. Можно дополнить кроссворд красочным оформление, чтобы сделать его более привлекательным.

 

Этапы работы

На первом этапе ребенку показывается оформленный кроссворд. Если это сканворд, то предлагается внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести эти названия в соответствующие клетки. Допускается, что на этапе обучения буквы записывает педагог. В дальнейшем, дети сами будут записывать слова. Необходимо также познакомить детей с основными правилами отгадывания кроссвордов.

 

1. Буквы вписываются в клеточки, каждая клетка предназначена только для одной буквы. Слово начинается с клетки, где стоит номер, или стрелочка с проведенной от картинки линией и заканчивается краем фигуры кроссворда.

2. Номер задания должен совпадать с номером отгаданного слова, с учетом расположения слов по горизонтальным и вертикальным линиям. Слова вписываются по  горизонтали: слева направо, по вертикали: сверху вниз. 

3. Начинать кроссворд можно с любого слова, то есть порядок, заданный нумерацией, соблюдать не обязательно.

4.  Кроссворд (или сканворд) считается решенным, если заполнены все клетки.

На данном этапе работы с кроссвордами от педагога требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить сотрудничество, доверительные отношения.

На втором этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения по памяти, полученной ранее информации, и её закрепления.

 

Организация работы

- фронтальная: с целью формирования интереса к раскрываемой теме;

- по подгруппам: с целью закрепления изученного материала, усвоения полученных знаний;

- индивидуальная.

 

Практическое задание-игра для педагогов

1. Педагогам предлагается решить готовую форму либо кроссворда, либо сканворда.

2. Попробовать самим создать тематический кроссворд.

 

Литература:

1. Школа для дошколят. Обучающие кроссворды (6-7 лет). Росмен.

2. 100 затей для детей. Весёлые картинки, забавные задания. Ребусы, кроссворды, загадки, головоломки. Руденко В.И. 2015. Феникс

3.100 кроссвордов по любимым сказкам. Гаврина С.Е., 2001 Академия развития.

 

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru