Дети с СДВГ в детском саду

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СОВМЕСТНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ГОРОДА МОСКВЫ И ЮНЕСКО

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 1125

 

«Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и сходными состояниями в детском саду»

 

Старший воспитатель ГБОУ д/с № 1125 А.А. Лыкова

 

Природа и причины

 

Гиперактивность и дефицит внимания – одна из самых распространенных форм нарушений поведения в детском возрасте.

Проявляются эти нарушения в виде двигательной расторможенности, импульсивности поведения, расстройстве внимания, легкой недостаточности координации движений и мелкой моторики (Петрухин А.С., 2004, Заваденко Н.Н.,2000, Микадзе Ю.В.,2008).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно рассматривать как сложное психическое состояние ребенка, характеризующееся особым профилем познавательных функций, эмоционально-личностной сферы и поведения ребенка. В практической работе в образовательном учреждении специалисты и педагоги сталкиваются с детьми, имеющими на момент поступления в дошкольное учреждение поставленный психоневрологом диагноз – СДВГ, а также с детьми, страдающими от сходных состояний (но не квалифицированных врачом). Эти сходные состояния могут проявляться как изолированные симптомы гиперактивности, импульсивности, расторможенности или дефицита внимания, которые препятствуют адаптации ребёнка и нарушают процесс его развития и обучения.

Гиперактивность — это чрезмерная активность ребенка со слабым контролем побуждений.

Импульсивность проявляется в так называемом полевом поведении, отсутствии периода обдумывания, самоконтроля и невозможности соблюдения правил.

Дефицит внимания — неспособность удерживать сосредоточенное внимание на познавательном материале в течение нужного для этого времени. Невнимательность проявляется в том, что ребенок сохраняет внимание в течение нескольких минут, не дослушивает инструкции педагога и объяснения, не доводит практическое действие до конца, чрезмерно отвлекается на посторонние раздражители. Эти дети имеют трудности в концентрации, им характерно снижение избирательности и произвольности.

В настоящее время медицинский диагноз, определяющий СДВГ—это гиперактивное расстройство с дефицитом внимания.

Распространенность СДВГ в детской популяции варьирутся, по данным разных авторов и составляет от 4% до 9,5%, а по некоторым данным даже  21-24%% (Халецкая О.В., Трошин В.М.,1998 Заваденко Н.Н.,2000). Т.е. данное состояние можно рассматривать как важный объект психолого-педагогической работы, как актуальная педагогическая, а не только медицинская проблема.

1. Причины СДВГ и сходных состояний

Пренатальные и перинатальные патологические факторы: асфиксия новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение, возраст матери моложе 20 лет, переношенная беременность, длительные роды, заболевание ребенка на первом году жизни, недоношенность, морфофункциональная незрелость и гипоксически-ишемическая энцефалопатия.

Разные формы органических повреждений мозга у детей (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, пре- и перинатальная патология), наследственная предрасположенность.

Негативные внутрисемейные факторы: воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей), повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, различные подходы к воспитанию ребенка у родителей и проживающих с семьей бабушки и/или дедушки, низкий уровень образования у матери и/или отца, продолжительная разлука с родителями в связи с проживанием у бабушки с дедушкой или в интернате, длительное тяжелое заболевание (чаще всего онкологическое) и/или смерть одного из родителей, алкоголизм или наркомания у родственников, проживающих вместе с ребенком, низкая материальная обеспеченность семьи, неблагоприятные бытовые условия.

СДВГ можно рассматривать как следствие органического повреждения мозга и как самостоятельный психопатологический синдром, наиболее ярко проявляющийся в недостаточности функций внимания. Исследователи СДВГ с точки зрения мозговых механизмов связывают недоразвитие внимание с 1) нарушениями функционирования правого полушария, 2) с незрелостью или дефицитарностью лобной коры мозга и 3) с дисфункциями подкорковых структур (например, стволовых).

Для сбора анамнестических данных и выявления причин СДВГ необходимо проводить:

1)   анализ медицинской карты и медицинских заключений на воспитанника;

2)   сбор истории развития ребенка с помощью анамнестической анкеты, заполняемой со слов родителей (см. Приложение 1)

2. Как определить

СДВГ определяется с 3-4 лет, т.е. дети характеризуются особенностями поведения и психических процессов уже в дошкольном возрасте. Они характеризуются определенными проблемами в детском саду, во взаимодействии с группой сверстников, с воспитателями и др. Основной период проявления СДВГ—от 3 до 7 лет, к подростковому возрасту проблемы могут исчезнуть, при этом основная нагрузка в преодолении СДВГ ложится на педагогов и специалистов дошкольных учреждений.

Для определения групп детей, имеющих СДВГ и сходные состояния целесообразно опираться на разработанные в медицине критерии оценки разных форм гиперактивности. При этом следует выявить оценку состояния ребенка глазами родителей и объективную оценку специалистов и педагога посредством специального наблюдения-опроса, структурированного в анкету (см. Приложение 2,3).

Здоровье человека в значительной степени определяется его образом жизни, который, в свою очередь, связан с «культурой здоровья», т. е. теоретическими знаниями о факторах, благоприятствующих здоровью, и способностью грамотно применять в повседневной жизни принципы активной стабилизации здоровья, оздоровления (Разумов А.Н.). Существует ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование данного феномена человека: социально-культурные, педагогические, медико-физиологические. В процессе развития ребенка-дошкольника ведущим является педагогический фактор. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мыслей, правильной оценке жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате, становиться возможным, изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. При этом важны наличие здоровьесберегающих технологий образовательного учреждения и осуществление комплексного подхода к формированию и сохранению здоровья при организации воспитательно-образовательного процесса.

Максимальные сложности появляются у детей в школьные годы, поэтому перед педагогами детского сада и стоит одной из задач создание эффективной здоровьесберегающей среды, в которой было бы обеспечено гармоничное развитие детей данной группы. Эта среда, включающая современное информационное и игровое оборудование, направлена на увеличение адаптационных возможностей детей, на формирование соответствующих навыков здорового образа жизни и построенная с позиции развития у воспитанников нравственного компонента здоровья. Нравственный компонент здоровья представляет собой триединство следующих блоков: мотивационного, познавательного, регуляторно-поведенческого.

Мотивационный блок содержит следующие составляющие: энергетическую (активная позиция личности по отношению к своему здоровью) и содержательную (ценностные ориентации и установки личности).

Познавательный блок содержит уровень знаний и представлений ребенка о здоровье, а также уровень познавательных интересов.

В регуляторно-поведенческий блок входят: эмоционально-сенсорная составляющая (эмоциональная оценка состояния организма, телесных ощущений), поведенческая составляющая (действия ребенка по сохранению, укреплению и развитию своего здоровья), регуляторная составляющая (использование оценки своего состояния для регуляции дальнейшего поведения).

Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ и сходными состояниями построено на принципах сохранения, укрепления и развития здоровья, направлено на развитие здорового образа жизни.

Начнём мы с Вами с психологического сопровождения малыша. Психологические мероприятия – это  неотъемлемая часть индивидуальных маршрутов сопровождения, принятых в нашем образовательном учреждении. Они построены на базе коррекционно-развивающих программ.

При сопутствующих нарушениях познавательных и речевых функции (ФН, ФФН, НВОНР, заикание, несформированность учебных навыков и снижение темпа развития познавательной деятельности и др.) детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью показаны дефектологические и логопедические мероприятия.

В комплексной коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей незаменимы физкультура и спортивные занятия. Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, детям постарше рекомендуются занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ и другими восточными единоборствами. Спортивные занятия способствуют улучшению организации движений, в том числе тонкой моторики. Кроме того, регулярные тренировки дисциплинируют. Гиперактивным детям подходят любые спортивные занятия, кроме потенциально травматичных.

Вся работа педагогов и специалистов детского сада позволяет успешно создавать здоровьесберегающие условия обучения, развития и коррекции состояния ребенка с такими трудностями как состояние СДВГ.

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru