Семинар ППО Коммуникация: развитие навыков свободного общения

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №1125

 

 

Семинар ППО 

 

«Коммуникация: развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми»

 

Тема: «По тропинке грамотности»

 

Подготовила и выступила 

воспитатель группы №1 

Л. Н. Павлухина

Москва, 27. 03.2013г.

 

Первоосновы грамотности

 

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В Сухомлинский

 

 

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребёнка.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.

Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой и, главное, - закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения.

Умение читать, писать и считать впитывает, вбирает в себя достижения многих видов деятельности и отражает уровень общего развития детей старшего дошкольного возраста.

Сочинение детьми рассказов, сказок, смешных небылиц и перевёртышей, поддерживаемое взрослыми, способствует становлению отчётливой, внятной речи, громкость которой регулируется самими детьми в зависимости от условий разговора (шёпотом, громко и др.) Речь детей становится богатой интонационно.

При чтении происходит узнавание букв по их облику. Дети мысленно «держат» образ буквы и слова. Умение строить образ и ориентироваться в пространстве формируется, в первую очередь, в процессе конструирования, также изобразительной деятельности, моделирования, двигательной активности.

Для полноценного чтения и письма необходимы чувство ритма и правильное дыхание. Они воспитываются, прежде всего, на музыкальных занятиях. Очень важное значение для грамоты имеет возникающее в результате певческой работы умение вслушиваться в поток звуков.

Занимаясь декоративно-прикладным искусством, дети учатся читать узор. В рисовании и лепке с натуры они передают характерные формы предметов, что способствует воспроизведению формы букв.

Формирование сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, как в продуктивных видах деятельности, так и на занятиях физической культурой играют особую роль в овладении письмом.

Содержание занятий различных видов самостоятельной детской деятельности позволяют осуществлять специфически дошкольное формирование элементарных математических представлений.

Начальный этап обучения грамоте вызывает у детей, как правило, большие трудности. Многие исследователи речевого развития объясняют это тем, что начало обучения не соотнесено с интересом ребёнка к работе со звуковой действительностью языка. Кроме этого надо обязательно учитывать время, когда овладение грамотой не представляет значительных трудностей. Не вызывает сомнения, что самым оптимальным возрастом для сознательного восприятия детьми звуковой действительности языка является пятый год жизни. Именно в этот период детства их увлекают звуковые и словесные игры; именно на этот возраст приходится пик словесного творчества, когда дети создают слова-нелепицы (нелогидмы): киновизор, ползук, сердинки, настаканник…

В связи с этим подготовку к обучению грамоте рекомендуется начинать в средней группе (с детьми пятого года жизни). Учитывая преобладание конкретного мышления ребёнка, обучение надо начинать с опорой на наглядность: использовать схемы и модели, позволяющие материализовать звуки, слова.

На первом этапе дети учатся обследовать звуковую структуру слова, определяют, есть ли в слове заданный звук, или его нет. Для этого ребёнок должен научиться интонационно их выделять. Эти звуки надо произнести громче, чётче других звуков. Интонационно выделяются только согласные звуки, т. к. при интонировании гласных слово распадается на слоги-части, а на этом этапе обучения важно, чтобы дети осознали не слоговую, а звуковую структуру слова.

Одновременно с формированием умения выделять звуки в словах дети учатся называть их так, как они слышатся; например, первый звук в слове «река» - «рь», в слове «рука» - «р», а в слове «яблоко» - «й». Благодаря этому, дошкольники начинают различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки. Таким образом создаётся база для обучения чтению: в основе механизма чтения лежит слияние согласного и гласного звуков.

На втором этапе дети учатся проводить звуковой анализ слов различной звуковой конструкции: последовательно интонационно выделять звуки слова, называть каждый и материализовывать (обозначать фишками) в виде схемы звукового состава слова. Она состоит из клеточек, количество которых соответствует количеству звуков в слове. На этом этапе обучения дети узнают, что в каждом слове есть ударный гласный звук, учатся определять его. На этом же этапе дети учатся различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки и соответственно обозначать их фишками.

На третьем этапе обучения дети знакомятся со всеми гласными буквами и правилами их написания после твёрдых и мягких согласных звуков. Для того, чтобы дети лучше усвоили этот материал, ведётся работа по словообразованию.

У детей формируется ориентир на гласную букву. А это и есть механизм чтения.

На следующем этапе обучения дети знакомятся с согласными буквами и овладевают навыками слогового и слитного чтения, учатся грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

·       Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей.

·       Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.

·       Знание норм и правил речевого этикета, умение ими пользоваться.

·       Умение читать и писать (элементарное овладение грамотой и письмом).

 

Список используемой литературы:

 

1.    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2.    Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа)

3.    А. К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4.    А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

5.    В. В. Волина «Занимательное азбуковедение»

6.    М. В. Дурова «Обучение дошкольников грамоте»

7.    Л. И. Плаксина «Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением»

8.    Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»

9.    М. Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»

10.                     Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

 

 

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru